Header image  
108-102  
 
 

Ритм & Блюз RHYTHM & BLUES


Сразу оговорюсь, я не сторонник употребления термина ритм-&-блюз (rhythm & blues), получается, что блюз можно разделить на ритм-&-блюз и не ритм-&-блюз - чушь. Как будто в блюзе не может быть ритма, а малейшее ускорение темпа превращает блюз в ритм-&-блюз. Мой вам совет - послушайте альбом "Don’t Look Back" (Не оглядывайся) Джона Ли Хукера (John Lee Hooker), и вам сразу станет ясно, что блюз и ритм-&-блюз - очень трудноразделимые понятия. Так уж сложилось, что когда блюз из своего обычного «вялотекущего» состояния иногда выползал слегка порезвиться на просторах темпов от «умеренно быстро» до «быстро», то все начинали в панике хвататься за голову и искать название этому из ряда вон выходящему событию, и какой-то умник придумал словосочетание ритм-&-блюз, что в дословном переводе означает что-то вроде «Ритм и Тоска».
Что же такое блюз, или ритм-&-блюз, если хотите?  Ну, прежде всего, это - чувство. В блюзе нельзя врать. Как только блюзмен (тоже веселенькое слово - «тосковщик») сыграет, или споет не то, что он чувствует, так сразу блюз исчезнет; не знаю, что при этом появится, но блюзом там и пахнуть не будет.
Во-вторых, блюз - это импровизация. Главное отличие блюза от классической музыки в том, что в классике произведение диктует исполнителю, какие чувства он должен изобразить, а в блюзе все наоборот. Я уже говорил, что в блюзе самое главное - это чувство, чтобы его выразить блюзмену и нужна импровизация. С некоторой точки зрения сыгранная по нотам  музыка - это речь по бумажке, а импровизация - это живой разговор.
В-третьих, блюз - музыка, для которой характерны очень четкие, аккуратные и ненавязчивые партии баса и ударных. Именно четкость ритм-секции создает прекрасные возможности для импровизации. Поверьте, что в один и тот же момент импровизировать может только один инструмент, и, если параллельно с  гитарой, например, импровизирует бас, результат будет весьма плачевным.
Кстати, говоря о ненавязчивости надо обязательно сказать, что блюз вообще ненавязчив. Это, конечно, касается только настоящего блюза, а не дешевых подделок, за которые нынче раздают «грэмми». Обратите внимание, что если в блюзовой композиции гитара ревет, перекрывая все и вся, то скорее всего исполнитель - белый.
Теперь поговорим о блюзе с формальной точки зрения. Блюз есть порождение негритянской культуры. Особая, присущая неграм, чувственность и неповторимый африканский ритм дали в сочетании блюз. В блюзе обычно используются размеры 4/4 и 6/8. Четные размеры более естественны, чем, скажем, привнесенный в блюз белыми вальсовый размер 3/4. Основой многих блюзовых песен стал так называемый блюзовый квадрат, 12-ти тактовая гармония:
A
A
A
A
D
D
A
A
E
D
A
A или E
  на которую потрясающе ложится блюзовая секвенция - стихотворное построение, в котором к двум одинаковым (первой и второй) строчкам прибавляется третья, рифмующаяся.
А. Бенеславский

 


 

Ближайшие

Концерты